МОСКОВСКИЙ НОТАРИАТ - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВА

Б.С. Салюков
Начальник Главного управления Министерства Юстиции РФ по г. Москве, Гос. советник юстиции II класса

Одной из важных задач в деятельности территориальных органов юстиции в области оказания правовой помощи населению, защиты прав и законных интересов граждан, юридической поддержки предприятий, учреждений и организаций является укрепление и развитие института нотариата.

Сегодня с твердой уверенностью можно сказать, что нотариат занял свое достойное место в системе учреждений юстиции, осуществляющих правозащитные функции. Являясь публично-правовым институтом и, совершая предусмотренные законом нотариальные действия, нотариусы в полной мере гарантируют доказательную силу и публичное признание оформленных ими документов.

Указывая на необходимость укрепления правовых начал государства в деле усиления борьбы с коррупцией и криминализацией общества, совершенствования деятельности учреждений судебной системы и правоохранительных органов. Президент России В.В. Путин в отношении нотариата, в частности, отметил: "Во французской системе, если нотариус поставил печать, то это не просто закон, а железобетонное решение. И ошибиться нотариусу нельзя, потому что тогда он обязан возместить ущерб." (От первого лица. Стр. 164).

Именно в этом направлении Главное управление МЮ РФ по г. Москве старается строить работу нотариата города.

Анализ ситуации в государственном нотариате в связи с резким развитием рыночных отношений и предпринимательства, реализацией законов о собственности, земле, вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации показал, что из-за низкой технической оснащенности, профессионального состава государственных нотариусов, отсутствия персональной ответственности и незаинтересованности в результатах труда данная форма деятельности нотариата не в состоянии выполнять качественно и в полном объеме возложенные на него функции.

В 1998 году при согласии Министерства юстиции РФ было принято решение об упразднении в Москве всех 40 государственных нотариальных контор, в которых числилось 150 государственных нотариусов. На их базе организован некоммерческий (частный) нотариат в количестве 650 нотариальных контор по числу нотариусов наделенных полномочиями, что составляет 11 процентов от общего числа российских нотариусов, занимающихся частной практикой.

Иными словами был осуществлен перевод деятельности нотариусов города на единую организационную основу.

Что это дало?

Во - первых: - наиболее полно и качественно обеспечить защиту прав и законных интересов населения. Все нотариусы города и их помощники имеют только высшее юридическое образование и определенный профессиональный опыт.

Во - вторых: - резко повысить уровень культуры обслуживания клиентов за счет технической переоснащенности нотариальных контор. Исчезли очереди к нотариусам и значительно (на 60%) уменьшилось число жалоб на их действия в судебном порядке. В 2000 году в судах обжаловано всего 30 решений нотариусов. В Москве имеется уже немало нотариальных контор с круглосуточным режимом работы.

В - третьих: - переход к частному нотариату полностью исключил его содержание за счет бюджетных средств. Если, к примеру, в 1997 году на содержание государственного нотариата бюджет выделял порядка 6 млн. рублей, то начиная с 1998 года пополнение доходной части бюджета ежегодно составляет около 170 млн. рублей только за счет налогов и сборов с нотариусов.

В системе городского нотариата стало возможным задействовать более трех тысяч человек помимо собственно нотариусов.

В настоящее время в Московском городском нотариальном округе в 2000 году совершенно более 9 млн. нотариальных действий или около 30 процентов от числа всех нотариальных действий в стране, из них примерно 3 млн. по льготному тарифу или бесплатно.

Указанные результаты не были бы возможны без организационных начал и контроля со стороны Главного управления юстиции и, конечно, без соответствующего безусловного выполнения Московской городской нотариальной палатой (МГНП) принятых совместных решений.

В рамках тесного взаимодействия с палатой стало возможным существенно усилить государственный контроль за деятельностью нотариусов, укрепить организационные основы нотариата города, последовательно устранять отдельные элементы противоправной практики.

Прежде всего, совместно с МГНП был разработан и утвержден на общем собрании нотариусов новая редакция Устава некоммерческой организации "Московская городская нотариальная палата", в котором предусмотрен специальный раздел, посвященный взаимодействию Палаты и Главного управления по всем аспектам их деятельности.

Впервые в нотариальном сообществе Москвы принят Профессиональный кодекс чести нотариусов Москвы. В нем предусматривается дисциплинарная и иная ответственность за нарушения в профессиональной деятельности нотариусов.

Совместно с МГНП утверждены и реализуются Правила проведения регулярных комплексных проверок нотариусов г. Москвы и Регламент проведения этих проверок, а также нор-мативные требования: к помещению нотариальной конторы; к техническому оснащению нотариальной конторы; к режиму работы нотариальной конторы; к повышению квалификации нотариусов, оформляющих наследственные права и ряд других подобных нормативов.

Сейчас дорабатывается проект Положения о печати нотариуса г. Москвы.

В результате усиления контроля и требовательности к работе нотариусов только в 2000 году совместно с МГНП в судебном порядке прекращена деятельность 4 нотариусов, в отношении еще двоих материалы направлены в суды города.

Кроме экзаменационной (аттестационной) и конкурсной комиссий созданы и успешно работают комиссии по организации оформления наследственных прав и работе с нотариальным архивом; по контролю за исполнением правил нотариального делопроизводства; по подготовке нормативных актов, экспертной и методической работе. Обеспечена координация при рассмотрении жалоб на действия нотариусов. Издается совместный ежемесячный Бюллетень нормативных и информационных материалов, в том числе регулярные обзоры о состоянии дел в Московском нотариате.

Длительное отсутствие новой редакции Федерального Закона "Об основах нотариальной деятельности в Российской Федерации", проект которого уже несколько лет находится на рассмотрении Государственной Думы, вынудил нас совместно с МГНП подготовить и внести на рассмотрение Московской городской Думы проект Закона г. Москвы "Об организации нотариата в городе Москве".

Необходимость принятия данного закона обусловлена потребностью совершенствования регулирования гражданско-правовых отношений, возникших в практической работе нотариусов, а также повышения качества нотариальной деятельности в целом. Законопроект дополняет, развивает и конкретизирует федеральные Основы, адаптируя его положения к особенностям Москвы.

Вместе с тем, имеется ряд существенных проблем, препятствующих развитию и укреплению нотариата, повышению его значимости в современных условиях. Решение их на региональном уровне является либо крайне затруднительным, либо просто невозможным и требуют вмешательства федеральных исполнительных и законодательных органов.

Прежде всего, это необоснованное исключение из гражданского кодекса Российской Федерации норм об обязательном нотариальном удостоверении договоров продажи недвижимости. Потенциал нотариата, накопившего большой опыт работы по оформлению имущественных прав граждан и юридических лиц оказался отторгнутым. Принимаемые в городе меры по координации деятельности нотариата и Московского городского комитета по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются малоэффективными. Для граждан увеличился риск стать объектом незаконного посягательства на их имущество посредством мошеннических действий со стороны продавцов или иных лиц. Особенно это касается, так называемой "группы риска" -лиц преклонного возраста, несовершеннолетних и лиц с неадекватным поведением. Это обусловлено тем, что правоустанавливающие документы на недвижимость до регистрации сделок находятся в полном распоряжении продавцов или их доверителей (кстати по доверенностям без нотариального удостоверения).

В связи с этим было бы рациональным в проектах Жилищного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ предусмотреть если не участие нотариуса в оформлении сделки с недвижимостью, то хотя бы его участие в процессе официальной передачи собственности от продавца к покупателю в период государственной регистрации перехода прав (пример: Франция, Голландия, Австрия и т.д.). Это бы существенно подорвало базу криминального бизнеса в сфере имущественных отношений, сократило число судебных тяжб по данной категории.

Второе: Эффективная деятельность нотариата возможна лишь при поддержке со стороны государства и общества. Вместе с тем нотариат, являясь публично-правовым, правозащитным и правоприменительным институтом, практически не интегрирован в систему правоохранительных органов. Нотариусы, осуществляющие особую юридическую деятельность от имени Российской Федерации по определенному Законодательством кругу вопросов, до сих пор рассматриваются как частные предприниматели.

Как следствие, в связи с принятием Налогового кодекса РФ нотариусы были отнесены к плательщикам налога на добавленную стоимость, которую уплачивают предпринимательские структуры. В 2000 году Налоговой полицией против 42 нотариуса города были неправомерно возбуждены уголовные дела, связанные с неуплатой завышенных страховых взносов в Пенсионный Фонд. Только после вмешательства Прокуратуры города все уголовные дела были прекращены за отсутствием состава преступления.

Считаем, что понятие "индивидуальные предприниматели" в смысле статьи 11 Налогового кодекса не распространяются на частнопрактикующих нотариусов, а посему они не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Данные доводы подтверждаются постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.99 № 18-П (пункт 4 мотивировочной части), где подчеркнуто, что нотариальная деятельность не только не является предпринимательством, но равно не относится и к какой-либо иной, не запрещенной законом экономической деятельности, и не преследует целей извлечения прибыли.

Полагаем, что вышеуказанные вопросы должны найти положительное для нотариата решения путем консультаций и принятия ведомственных актов Министерства юстиции и Министерства по налогам и сборам.

Третье: Существующая нормативная база, регулирующая порядок и правила совершения нотариальных действий, а также нотариального делопроизводства значительно устарели. В настоящее время мы пользуемся своими временными правилами, однако для унификации этой области нотариальной деятельности хотелось бы иметь общероссийские инструктивные указания с учетом разрешения возникших современных проблем. Только они могут иметь законную силу при судебных разбирательствах по обжалованию действий нотариусов.

В целях предупреждения правонарушений с использованием автотранспортных средств, пресечения преступности в этой сфере желательно восстановить былую практику нотариальной формы оформления доверенностей на право пользования, распоряжения и управления автомобильным транспортом.

Видим мы и свои внутренние недочеты в работе по организации деятельности нотариата, которые предстоит решать в текущем году. Это обусловлено все еще несовершенной практикой распределения наследственных дел и архивов среди нотариусов, несоответствие территориального расположения нотариальных контор потребностям населения, необходимостью дооборудования их соответственно статусу и предназначению, решением вопросов о ставках арендной платы за помещение контор. Не до конца изжиты факты грубости, невнимательного отношения нотариусов к гражданам, грубые ошибки в профессиональной деятельности. По всем этим проблемам имеются соответствующие наработки. Залог успешного их решения видим в тесном и деловом сотрудничестве с руководством Московской городской нотариальной палаты и исполнительных органов города.