ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ

А.В. Васильев,
доктор юридических наук, проф. РАГС при Президенте РФ

Положение личности в государстве - как теоретическая проблема

Различные научные теории по разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм.
Либерализм означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством:

- постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей. Государство должно стоять на страже этих постулатов;
- признается автономия индивидуальной воли. Это означает, что в условиях государства человек должен быть свободным. Он должен иметь возможность заниматься любой полезной деятельностью;
- предполагается рациональность и добродетельность человека. Данное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно;
- государство как социальная организация может быть создана только на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека. Это означает, что государство есть результат согласия людей о его создании с целью обеспечить свою безопасность;
- признается существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность.

Государство никогда ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения человека этих прав;
- утверждается договорный характер отношений между государством и личностью, то есть государство и личность ставятся в равное положение сторон договора, имеющих взаимные права и обязанности;
- провозглашается верховенство закона и свобода человека в рамках закона. Это значит, что человек должен жить и действовать только в соответствии с законом и не зависеть от произвола государственных чиновников;
- объем прав государства и сферы его деятельности должны быть ограничены только необходимыми для общества и человека функциями;
- частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешательства государства и обеспечена ее тайна;
- в идеологии общества должны быть сформулированы и существовать высшие истины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бесчестии, о честности и лжи, обмане, о верности и предательстве, о порядке и анархии, которые должны быть доступны пониманию индивида и играть роль ориентиров в жизни и деятельности человека.

Анархизм, как теория также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, - уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.
В анархизме существуют различные течения, но их главная общая черта заключается в том, что должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения.
Солидаризм, как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут.
Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни - правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан.
Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе.

Правовой статус личности

Термин личность характеризует человека не столько как физическое существо, сколько как социальное. К основным чертам, характеризующим человека как личность, могут быть отнесены: а) социальные связи и отношения данного человека в обществе - экономические, политические, национальные, классовые, моральные и другие; б) уровень его образования, знаний, практического жизненного опыта; в) семейное, материальное положение, род занятий и т.д.
Комплекс перечисленных и других характеристик дает основание судить о человеке, как о личности, и говорить, состоялась или не состоялась личность данного человека.
Особенности характера личности в определенной степени могут оказать влияние и на правовое положение, правовой статус человека. Безусловно, существуют практические юридические различия между, допустим, собственником крупной фирмы/его управляющим и рабочим этой фирмы, между губернатором субъекта федерации в федеративном государстве, служащим его аппарата управления и рядовым гражданином.
Каждая историческая общественно-экономическая формация, форма государственного устройства и государственного правления, политический режим формируют свой тип личности, со своими специфическими характеристиками, особенностями положительных и отрицательных черт.
Названные и другие обстоятельства оказывают влияние на положение личности в обществе, на ее взаимоотношения с государством и на правовой статус, закрепленный в законодательстве данной страны.
Если сделать небольшой исторический экскурс то можно наглядно увидеть как изменялись характеристики личности и ее правовое положение. Например, личность раба, являвшегося человеком, практически не признавалась. Раб рассматривался как говорящее орудие. Он не обладал каким-либо позитивным социальным статусом, свойственным свободному человеку и тем более рабовладельцу. Его социальная связь ограничивалась степенью зависимости от рабовладельца.
Аналогичной или очень близкой по социальному статусу было положение крепостного крестьянина в условиях феодального государства, когда он находился в полной экономической и личностной зависимости от помещика. В то же время свободные крестьяне, ремесленники, помещики, служители церкви, обладали достаточными экономическими, политическими, моральными, религиозными основами для проявления себя как личности. И в этом отношении они имели возможность развивать себя как личность в социальном отношении. Наибольшими возможностями в этом плане обладали наиболее крупные феодалы, главы церкви, крупные чиновники государства. Одновременно являясь подданными короля они были зависимыми от него и их социальные особенности личности во многом определялись монархом.
В последующем, после победы буржуазных революций, разделения властей, провозглашения и юридического закрепления равенства всех граждан, появление самого института гражданства, статус личности приобрел свое подлинное значение. Каждый гражданин получил возможность формировать свою личность самостоятельно и на равных основаниях с другими людьми. И хотя равенство этих оснований было во многом формальным, развитие новой буржуазной общественно-экономической формации, разделение властей, конституционное закрепление равенства всех граждан позволило в теоретическом плане анализировать личность как социально-правовое явление. Такая личность может и должна соотноситься с государством в их взаимных правах и обязанностях. И когда говорят о правах и свободе человека и гражданина имеют в виду права и свободы личности в ее социально-правовом значении.
Наиболее полно права и свободы человека сформулированы во Всеобщей декларации веправ человека и принятой 10 декабря 1948 г. Этот документ является основой для определения прав и свобод граждан современных демократических государств, закрепляемых в Конституциях этих стран. Наличие у граждан реальных прав для проявления себя как личности во всех сферах социальной жизни - экономической, политической, культурной, научной, семейной, творческой, спортивной и т.д. обусловливает возможность стать и полноценным субъектом социально-правовых отношений в обществе и государстве.
Права и свободы граждан в соответствии с названной декларацией должны предоставляться в различных сферах общественной жизни: политической, экономической и личной. Но прежде чем рассматривать характер этих прав и свобод целесообразно определить, что понимается под словами "свобода" и "право". Данные понятия идентичны или между ними есть разница?
Гоббс определял свободу как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы. Однако следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого. Это означает, что свобода может быть только ограниченной свободой и это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе, есть свобода его действий в рамках права, в пределах того, что не запрещено правом.
В этом смысле право человека неотделимо от его свободы, которую можно определить как предоставленную законом возможность действовать по своему усмотрению, то есть свободно. В условиях государственно
- организованного общества свобода и права человека можно сказать, совпадает. Так, например, свобода слова, есть право выражать свое мнение, каким бы оно ни было, за исключением запрещенного законом. Так, например, нельзя призывать к межнациональной, межрелигиозной вражде и свержению насильственным путем законной власти.
В тоталитарных, автократических и других недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное "право" может лишить человека свободы.
При рассмотрении вопроса о правовом
статусе личности необходимо отличать права и свободы гражданина и человека. Дело в том, что права и свободы гражданина связаны с определенным государством, гражданином которого он является. А права и свободы человека относятся к лицам без гражданства, иностранцам, беженцам, переселенцам, то есть лицам, не являющимся гражданами государства, на территории которого они проживают.

Гражданин обладает большим количеством прав и свобод. Неграждане, как правило, не могут участвовать в голосовании при формировании государственных органов, быть избранными в органы государства, служить в армии, министерстве внутренних дел, работать в других правоохранительных органах. На неграждан в меньшей степени распространяются различные социальные права и блага, предусмотренные для граждан и т.д.
В соответствии с решениями судебных органов граждане, совершившие правонарушения, могут быть лишены некоторых прав. Например, права свободы, участия в выборах и т.д.
Правовой и фактический статус личности. Права, свободы, обязанности, то есть правовой статус личности, делятся на личные, политические, экономические или социальные.
К личным правам и свободам относятся право на жизнь, личное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, судебную и иную защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных отправлений. Ограничение этих прав допускается только на основании судебного решения, принятого независимым судом в соответствии с законом.
Законом запрещены сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Неприкосновенным является жилище гражданина. Никто не вправе поникать в
жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев установленных законом или на основании решения суда. К таким случаям относятся, например, производство обыска по возбужденному уголовному делу.

Каждый гражданин вправе определять и указывать свою национальность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности.
К политическим правам гражданина относится: право избирать и быть избранным в органы государственной власти, свобода совести, вероисповедания, свобода мысли, слова, печати, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право создания политических организаций (партий, движений), право на проведение демонстраций, митингов, пикетов и другие.
Политические свободы предполагают также политическую активность граждан, оказывающую влияние на деятельность государственных органов, на общественные события.
Экономические свободы включают в себя право частной собственности, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом, кроме запрещенного законом. При этом собственник вправе распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда.
Граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Граждане также имеют право на социальное обеспечение в старости, получение образования, медицинское обслуживание и другие.
Однако, несмотря на закрепление прав и свобод граждан в Конституции, другом законодательстве, на практике нередки случаи, когда эти права и свободы нарушаются государственными органами, должностными лицами, общественными и иными организациями, отдельными гражданами.
Поэтому законодательно, как правило, в Конституции закреплены гарантии обеспечения названных выше прав и свобод. Основной гарантией реализации предоставленных прав и свобод является защита в независимом суде, в том числе и в Конституционном суде. Решения и действия органов государства, общественных и иных организаций, граждан, нарушающие права и свободы лица, могут быть обжалованы в суд, который обязан рассмотреть жалобу и решить дело в соответствии с законом.
Важное значение в защите прав и свобод граждан имеет не только декларативная независимость суда, но и его реальная самостоятельность в решении вопросов. Наибольшей независимостью суды пользуются при разделении властей, когда суды представляют собой самостоятельную судебную власть.

Государство и защита прав личности

Защита прав личности обусловлена наличием определенных социальных и юридических факторов, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших личных, политических и экономических прав и свобод. К их числу могут быть отнесены следующие:
- провозглашение и конституционное или иное законодательное закрепление широких демократических прав и свобод личности;
- конституционное или иное законодательное запрещение органам государства, должностным лицам, другим субъектам права нарушать права и свободы личности, установление ответственности за нарушения указанных в законодательстве прав и свобод;
- законодательством должны быть предусмотрены основания, условия и порядок ограничения тех или иных прав и свобод граждан и применения к ним определенных мер государственного принуждения. Например, в случае совершения гражданином преступления, к нему могут быть применены меры принуждения и ограничения его прав и свобод, предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Возможно также ограничение прав и свобод граждан в случае военного или чрезвычайного положения;
-существование государственно-правового механизма защиты и восстановления нарушенных прав и свобод государственными органами, организациями, должностными лицами, гражданами, правом человека выбирать наиболее эффективные формы защиты своих нарушенных прав. Определение законом порядка привлечения органов и лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, а именно: судебная защита, правозащитная и правоохранительная деятельность различных органов, иные способы;
- предоставление гражданам права на самозащиту от нарушителей их прав и свобод путем законодательного урегулирования порядка и условий самозащиты. Например, ст. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность необходимой обороны от преступных посягательств на жизнь, права гражданина и устанавливает условия ее осуществления.
Помимо внутригосударственных форм защиты прав и свобод граждан существуют и специальные международные органы по правам человека. К ним относятся: Европейский суд по правам человека при Совете Европы, Комиссия по правам человека при ООН, которые рассматривают заявления и жалобы граждан стран, входящих в эти организации в случае, если права и свободы не были защищены внутри страны.