ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС ПО НОВОМУ НАЛОГОВОМУ КОДЕКСУ РФ

И.В. Потылицына,
юрист

С 1 января 2001 года вступает в силу часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности глава 21 кодекса, регулирующая порядок исчисления и уплаты НДС. В данной статье рассмотрены основные положения этой главы, которая содержит ряд изменений и дополнений в порядке исчисления и уплаты НДС, а также проведено сравнение с действующим законодательством.

Налогоплательщики

Согласно, статьи 143 НКРФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

• организации;

• индивидуальные предприниматели;

• лица, признаваемые налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Следует отметить, что в перечень налогоплательщиков добавлены индивидуальные предприниматели. Исключены из перечня плательщиков филиалы и другие обособленные подразделения организаций, самостоятельно реализующие товары, так как согласно ст. 19 НК РФ данные подразделения с 01.01.2001 г. не являются самостоятельными налогоплательщиками.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Статья 145 НК РФ предусматривает освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика - организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с исчислением и уплатой налога. Данное освобождение предоставляется, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база исчисленная за три налоговых периода не превысила 1 млн. рублей.

Налоговый период, согласно ст. 163 НК РФ, устанавливается как календарный месяц.

Часть 3 статьи 145 НК РФ закрепляет порядок получения освобождения от исполнения обязанности по уплате и исчислению НДС. Так налогоплательщик должен представить в налоговый орган:

• письменное заявление;

• сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Эти документы представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими следующих условий:

1. Если общая сумма налоговой базы, исчисленная за три предшествующих освобождению налоговых периода (месяца), не превысила 1 млн.рублей.

2. Если налогоплательщик не является плательщиком акцизов.

3. Если налогоплательщик выполняет обязанности, возникающих в связи с осуществлением операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации; производится на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам.

По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на продление указанного освобождения, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие соответствие суммы их выручки от реализации товаров (работ, услуг) требованиям, указанным выше (пункты 1-3 ст. 145 НК РФ).

В течение 10 дней, считая со дня представления документов, вышеуказанных документов, налоговые органы производят их проверку и выносят решение об освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика либо продлении освобождения налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика либо о доначислении суммы налога.

Доначисление сумм налога на добавленную стоимость производится:1.в случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиками за период, в течение которого они были освобождены от обязанностей налогоплательщика;

2.в случае непредставления налогоплательщиком документов: письменного заявления и документов, подтверждающих соответствие сумм их выручки от реализации товаров( работ, услуг).

В этих случаях, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения, определенным в статье 146 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Также объектом налогообложения является:

- передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.;

- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются реализацией товаров (работ, услуг) и соответственно не являются объектом налогообложения:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

9) иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. 1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

10) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

11) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

12) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

13) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

В вышеуказанном перечне операций, которые не признаются реализацией товаров, новыми для налогоплательщиков являются позиции 12и13.

Место реализации товаров

Статья 147 НК РФ закрепила, что местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если:

1. Товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется.

Это условие относится к тем сделкам, предметом которых является передача недвижимых вещей.

2. Товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

3. Монтаж, установка или сборка товара производится на территории Российской Федерации в случаях, когда эти товары не могут быть по техническим, технологическим или иным аналогичным причинам доставлены получателю иначе, как в разобранном или несобранном виде.

Это условие касается иностранных организаций, реализующих товары российским покупателям. Например, в случае монтажа, установки и сборки проданного ими оборудования в РФ, указанные организации обязаны будут оплатить НДС со стоимости этого оборудования.

Место реализации услуг

Подпунктами 1-4, пункта 1 статьи 148 НК РФ установлено, что местом реализации работ (услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается территория Российской Федерации,если:

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;

2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта;

4) покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Кроме того. Статья 148 НК РФ дает определения:

- места осуществления деятельности покупателя;

- места осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не указанные в перечне мест реализации работ ( услуг) (п.п.1-4 ст. 148 НК РФ).

Так, местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг, указанных ниже по тексту и закрепленных статьей 148 НК РФ, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. При отсутствии регистрации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Положения данного подпункта применяются при оказании следующих услуг:

~ по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав;

• ~ консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, образовательных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

~ по предоставлению персонала, в случае если персонал работает в месте экономической деятельности покупателя;

~ по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

~ услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

~ услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

~ работ (услуг) по обслуживанию морских судов (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуг судов портового флота, ремонтных и других работ (услуг).

Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не предусмотренные подпунктами 1-4 пункта 1 статьи 14 8 НК РФ, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации. При отсутствии государственной регистрации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.

Т.е. местом фактического оказания услуг признаются услуги по сдаче в аренду воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке.

Пункт 3 ст. 148 НК РФ также установил, что если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).

4. Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации, являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

В статье 149 НК РФ указан перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, в который, при сравнении с прежним перечнем, указанным ст. 5 Закона № 1992, добавлен ряд новых операций, которые не будут подлежать налогообложению с 01 01.2001 года.

Согласно п.2. ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации (слева указаны подпункты пункта данной статьи):

П.п.22. услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

П.п.23. работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги).

Согласно п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции (слева указаны подпункты пункта данной статьи);

п.п.4. операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

п.п.5. осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;

п.п.10. реализация необработанных алмазов добывающими предприятиями обрабатывающим предприятиям всех форм собственности;

п.п. 11. внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

п.п.12. передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, за исключением подакцизных товаров.

По сравнению с действующим законодательством, ст. 5. Закона № 1992-1 из перечня операций с 01.01.2001 г., освобождаемых от уплаты НДС исключены:

- патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности, а также получение авторских прав; - услуги вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- обороты по реализации конфискованных, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;

- стоимость зданий, строений и сооружений, передаваемых безвозмездно одними профсоюзными организациями другим профсоюзным организациям; (п.п. "т")

- услуги, выполняемые профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями по договорам;

- пожарно-техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно-технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; обороты по передаче на безвозмездной основе имущества граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной охране для выполнения ее задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- платежи малых предприятий по лизинговым сделкам.

Кроме того, необходимо обратить внимание на перечень льгот, определенный статьей 2 Федерального Закона № 118- ФЗ от 05.08.2000г. срок действия которых продлен до 31 декабря 2001 года. Т.е. по истечение 2001 года часть льгот по налогообложению предоставляться не будет. У некоторых услуг будет изменен порядок предоставления льготного налогообложения.

Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. Отказ оформляется путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Однако, не допускается отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Налоговая база

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии со ст. ст. 153-164 НК РФ и зависит от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен. Цена товара, для целей налогообложения определяется сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Особо следует отметить, что при определении налоговой базы в 2001 году выручка, полученная в иностранной валюте будет пересчитываться в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

Кроме того, статья 154 НК РФ закрепляет ряд особенностей по определению налоговой базы.

 

Определение налоговой базы при реализации имущества, учтенного с НДС

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой и стоимостью реализуемого имущества. Стоимость реализуемого имущества – это остаточная стоимость с учетом переоценок.

Определение налоговой базы по срочным сделкам

Так, впервые, п.6 ст. 154 НК РФ установлен порядок по определению налоговой базы по срочным сделкам, которые предполагают поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене.

По данным сделкам, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), указанная непосредственно в договоре (контракте). Но цена товара не может быть ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, действующих на дату реализации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога с продаж.

Налоговые ставки

Кодекс установил три налоговых ставки.

Так, введено понятие налоговой ставке О процентов ( нулевая ставка). И п.1 данной статьи закрепил перечень товаров, облагаемых по нулевой ставке.

Налогообложение по ставке 10 % определено п.2 ст. 164 НК РФ, где также указан перечень товаров.

Во всех остальных случаях будет применяться ставка налога в размере 20 %.

Кроме того, по налоговым ставкам 9,09 процента и 16,67 процента (расчетные налоговые ставки) налогообложение производится:

- при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг),

- при удержании налога из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами.

Определение даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг).

В Статье 167 в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, указаны два метода определения выручки для налогообложения:

1. Датой реализации товара для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, считается как наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг);

- день оплаты товаров (работ, услуг);

- день предъявления покупателю счета-фактуры;

2. Датой реализации товара для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).

Счет-фактура

Кодекс законодательно закрепил, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Также, ст. 169 НК РФ установила порядок их оформления.

Кроме того, при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Т.е. сокращен срок выдачи счетов-фактур покупателям по сравнению с ныне действующим.

 

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

Уплата налога при реализации (передаче) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг), с 01.01.2001 г. будет производиться по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исключение из этого правила установлено для тех налогоплательщиков, чья выручка не превышает 1 000 000 рублей в месяц.